e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Шаблон/стандарт электронного курса: когда он нужен и как разработать?

Коллеги,

готовлюсь к обсуждению темы шаблона электронного курса.

Хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу. 

1) Когда нужен шаблон эл. курса? И для каких курсов?

2) Что должен включать такой шаблон, то есть какие элементы?

3) Кто должен его разрабатывать в компании? Возможно ли его заказать и купить?

и последнее

4) В вашей компании есть шаблон электронного курса? Помогает ли он сделать обучение более быстрым, эффективным, стандартизированным? 

Спасибо!

Представления: 939

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

1) когда в компании активно используют формат "быстрой разработки" курсов (типовые слайдовые курсы - по продуктам, процессам и пр.). т.е., когда хотят сэкономить на разработке. 

когда курсы разрабатываются множеством людей (стажеры, фрилансеры). разработчикам проще сверстать, руководству проще проверить.

когда маркетологи требуют использовать для курсов типовые шаблоны (или даже какой-то один шаблон), оформленные в корпоративном стиле.  

2) элементы управления курсом, элементы оформления слайда, окно содержания, окно "справка/помощь", отформатированные текстовые блоки, заставка; всё прочее опционно (оболочка для вопросов, шаблоны ОС, персонажи, окно "глоссарий", слайд с заключением и т.д.).

3) внутри компании будет правильно обратиться к веб-дизайнерам. хотя гораздо лучше будет сэкономить время, сразу обратившись к внешним разработчикам (например, ко мне) или дизайнерам на фрилансе.

4) шаблон влияет на скорость прохождения курса за счёт грамотной организации элементов управления на слайде и отсутствия отвлекающих элементов в оформлении. в этом случае пользователь быстрее проходит (прощёлкивает) курсы, потому что не возникает необходимость задумываться о назначении той или иной кнопки (всё сразу понятно). при этом наличие шаблона ещё ничего не означает, так как шаблоны бывают разными (поэтому лучше доверить их разработку специалистам). на скорости не отразится, если используется несколько шаблонов с различным оформлением, но с одинаковым расположением элементов управления и их обозначением, а также с одинаковыми по логике взаимодействия блоками с вопросами и упражнениями. 

Владислав, спасибо!

А если в пункте 2 мы говорим о том, что курс это не только слайдовый элемент, а набор элементов, например,

  1. слайдовый курс с кейсами/заданиями
  2. вебинар
  3. форум
  4. итоговый тест

Что тогда будет включать стандарт/шаблон? если это шире, чем "элементы управления курсом, элементы оформления слайда, окно содержания, окно "справка/помощь", отформатированные текстовые блоки, заставка; всё прочее опционно (оболочка для вопросов, шаблоны ОС, персонажи, окно "глоссарий", слайд с заключением и т.д.)."

И по пункту 3 я склонна думать, что внутренние разработчики или представители уч.центра смогут сделать более подходящий для конкретной компании шаблон? я бы сравнила это с кодексом корп этики или брэндбуком, да, можно заказать, но обязательно участие представителей компании

В дополнение к комментарию Владислава:

1) На мой взгляд шаблон работает еще на одну задачу - помогает пользователям интуитивно использовать:

        - элементы навигации (особенно это касается не самых популярных элементов, например содержания, глоссария, справка и пр.).

        - интерактивные элементы.

Таким образом, если активно используются какие-то из элементов, то их стоить оформлять однотипно из курса в курс.

2) Мы включили в курс элементы навигации и небольшой набор элементов, которые могут использоваться. Еще одной частью нашего шаблона является отзыв. Если в процессе работы появляется потребность в том, чего нет в шаблоне, разрабатываем и дополняем шаблон. Примеры: кнопки, плашки, выноски, подсветки, указатели, интерактивные блоки.

3) В вопросе о том, кто разрабатывает шаблон, мне близка позиция Марины - понимание того, какие объекты нужны, часто появляется а процессе работы над конкретным курсом. Поэтому разработчики курса точно должны участвовать в процессе разработки.

У нас за шаблон отвечает один из штатных разработчиков (это я :) ), этот же разработчик дополняет шаблон новыми элементами и отслеживает на сколько они соответствуют корпоративному стилю. При этом навигационные элементы являются обязательными, но в отношении остальных элементов у разработчиков остается свобода в использовании. Эти элементы скорее являются вспомогательными и призваны ускорить разработку, но не являются строгим правилом. 

4) У нас есть шаблон, он точно сокращает время разработки и время пользователей на то, чтобы разобраться в том, как взаимодействовать с курсом.

По уточняющему вопросу:

Сложно сказать в отношении вебинаров, но если говорить про другие учебные материалы, то мы разработали шаблон презентации, которая визуально похожа на курс, и шаблоны некоторых документов, сопровождающих обучение. Эти шаблоны нужны, т.к. помимо перечисленных преимуществ они еще немного работают на бренд отдела обучения.

Нужно уточнить, что здесь имеется в виду под эл.курсом. В корп.секторе под эл.курсом принято понимать электронный обучающий продукт, будто то слайдовый курс, симулятор по работе с ПО, диалоговый тренажёр или что-то ещё. Функцию форума туда ещё как-то можно запихнуть. Но вебинар - продукт отдельный.

Или вы про он-лайн курсы (Coursera и пр.)? Или про комплексную программу обучения по опред-й тематике, в которую могут входить эл.курсы, вебинары, работа на форуме, тестирование? 

По п.3. Конечно, заказчики должны сообщить исполнителю о требованиях к шаблону, например, о необходимости придерживаться корп.стилистики в оформлении. Нет смысла это обсуждать. Только исполнителем должен быть человек, который шарит в веб-дизайне и эффективных интерфейсах. Именно поэтому в большинстве случаев лучше обращаться на сторону; дизайнеры и внеш.вендоры гораздо лучше справятся с этой работой, чем большинство внутренних разработчиков.  



Марина Литвинова сказал(а):

Владислав, спасибо!

А если в пункте 2 мы говорим о том, что курс это не только слайдовый элемент, а набор элементов, например,

  1. слайдовый курс с кейсами/заданиями
  2. вебинар
  3. форум
  4. итоговый тест

Что тогда будет включать стандарт/шаблон? если это шире, чем "элементы управления курсом, элементы оформления слайда, окно содержания, окно "справка/помощь", отформатированные текстовые блоки, заставка; всё прочее опционно (оболочка для вопросов, шаблоны ОС, персонажи, окно "глоссарий", слайд с заключением и т.д.)."

И по пункту 3 я склонна думать, что внутренние разработчики или представители уч.центра смогут сделать более подходящий для конкретной компании шаблон? я бы сравнила это с кодексом корп этики или брэндбуком, да, можно заказать, но обязательно участие представителей компании

Коллеги,

мне кажется, что в исходном посте и, особенно, в репликах на него, путаются две категории:

- стандарт обучения (обычно под ним понимают требования к учебному процессу и его результатом),

- стандарт средства обучения, то есть структуры, наполнения и функционала материального носителя того или иного средства обучения (печатного пособия, разного рода ЭОР, учебной модели, симулятора, наглядного пособия и др.).

Думаю, нам будет легче разбираться в вопросе, что и когда нужно, если эти два явления рассматривать по отдельности. Да и заодно разобраться, как минимум, определить, а что же такое электронный курс. Обычно я пользуюсь таким рабочим определением:

Электронный курс - это средство управления учением при освоении конкретной предметной области. Следовательно, его стандарт описывает требования к тому, как электронное средство обучения управляет учением, а значит, частично формализует (стандартизирует) и процесс (об)учения).

Всё же, что учением не управляет - это не курс, а некие иные жанры. В этом смысле симуляторы и тренажеры, игры и электронные модельные тренинги  могут в ряде случаев быть близки или тождественны курсам. А многие так называемые курсы - это  носители + хранилища информации, аналог книг с или без картинок (аудио, видео).  Вебинары же и форумы, очные занятия, разного рода е-библиотеки и пр. и пр., если они работают на управление учением и достижение гарантированных базовых результатов - также элементы курса. Один курс может включать в себя несколько средств обучения, созданных по своим собственным "материальным", по сути техническим и/или количественным стандартам/шаблонам.

Не буду гадать где и когда шаблоны/стандарты нужны: у разных компаний свои задачи.

А вот в том, что нужны стандарты и первого (процессы и цели) и второго (функционально-технические, эргоноимические/дизайнерские) рода, то есть 2 вида стандартов, - не сомневаюсь 

Добрый день!

Мое мнение касательно Шаблона/стандарта

Для начала выскажу свое понимание терминов.

Шаблон – это образец. Пример которому подражают. Готовые структурные, графические, организационные элементы обучения.

Стандарт – это правила. Описание того, что должно быть и в каком качестве, а также, что запрещается. Стандарт может описываться с помощью шаблонов/образцов.

Шаблоны и стандарты помогают быстро разрабатывать курсы, доступно и качественно объяснить заказчику возможные варианты обучения, дать понимание экспертам, что от них требуется, спрогнозировать время на разработку, обеспечить минимальное качество курса.

Шаблон должен быть всегда. Ведь это единое виденье и понимания для всех участников разработки и проведения обучения. При этом шаблон может быть основой, и не использоваться полностью. Своего рода прототип. Если спроецировать на автомобиль (например, Джип), то его шаблоном будет наличие особых колес, особого каркаса, размеров и т.д. При этом у каждой марки автомобиля реализация этих деталей разная, но по одному примеру.

Я разделяю шаблоны в курсах на следующие категории:

  1. Шаблон оформления (внешний вид слайдов, информационные боксы, картинки и т.д.) помогает быстрее разрабатывать курс. Не у всех разработчиков есть дизайнерские навыки и наличие уже готовых графических элементов упрощают создание курса и дают возможность сосредоточиться на других важных вещах.
  2. Шаблон структуры. Это основа и без которой никак. Это как любой фильм – есть начало, середина и конец. Все успешные голливудские фильмы снимаются по шаблону.

Например, У меня в компании есть стандарт (он не описан и не сформулирован в документе), но он есть J - Если необходимо провести обучение по новому банковскому продукту, то обязательно будут включены следующие разделы: Параметры продукта, Операционные особенности, Модель продаж (как продукт продавать). В курсе должны быть: цель и задачи, содержание, описание навигации (что кнопки и символы означают, если звук …), концепция, преимущества, архитектура процесса, выводы (после каждого раздела и в конце обучения) и т.д. Эти пункты практически есть всегда. Шаблоном в моем случае выступают уже ранее разработанные электронные курсы.

     3. Шаблон организации обучения.

  • Каким образом определяются потребности в обучении – на какие вопросы должны быть даны ответы. Наличие готовой Анкеты опросника (Шаблона Заявки на разработку) поможет по максимуму прояснить потребность в обучении и не забыть о чем-то.
  • Как информируются участники про начало обучения, как осуществляется поддержка во время обучения.
  • Какой результат должны продемонстрировать сотрудники.
  • Сколько времени минимум и максимум выделяется для обучения.

Например, у нас мы определили, что по тестированию сотрудник должен набрать не менее 80%. Это минимум, который действует на все тестирования. Также у нас большинство обучений оформляется приказом по организации.

Организованные обучающие мероприятия в едином формате, помогают участнику лучше спланировать свое время и не забыть учесть важные нюансы. Ведь ему уже все знакомо, и он знает, что нужно ему и что ожидают от него.

Я считаю, что у каждого разработчика электронного курса есть Шаблон и стандарт. Это его виденье, знания, опыт. По сколько в процессе создания обучения участвуют как правило несколько лиц, наличие образца, позволит не только ускорить разработку обучения (используя готовые элементы), но и лучше настроить взаимодействие между людьми привлечёнными к созданию обучающего материала. 

Валерий, спасибо, особенно за разграничение стандарта и шаблона, очень корректно, на мой взгляд.

Кстати, а нужен ли отдельный стандарт для теста? 

Владимир, с запозданием, но все же такой вопрос: а к вам обращались компании с просьбой создать для них стандарт электронного курса, возникала ли такая потребность?

Vladimir Naumov сказал(а):

Коллеги,

мне кажется, что в исходном посте и, особенно, в репликах на него, путаются две категории:

- стандарт обучения (обычно под ним понимают требования к учебному процессу и его результатом),

- стандарт средства обучения, то есть структуры, наполнения и функционала материального носителя того или иного средства обучения (печатного пособия, разного рода ЭОР, учебной модели, симулятора, наглядного пособия и др.).

Думаю, нам будет легче разбираться в вопросе, что и когда нужно, если эти два явления рассматривать по отдельности. Да и заодно разобраться, как минимум, определить, а что же такое электронный курс. Обычно я пользуюсь таким рабочим определением:

Электронный курс - это средство управления учением при освоении конкретной предметной области. Следовательно, его стандарт описывает требования к тому, как электронное средство обучения управляет учением, а значит, частично формализует (стандартизирует) и процесс (об)учения).

Всё же, что учением не управляет - это не курс, а некие иные жанры. В этом смысле симуляторы и тренажеры, игры и электронные модельные тренинги  могут в ряде случаев быть близки или тождественны курсам. А многие так называемые курсы - это  носители + хранилища информации, аналог книг с или без картинок (аудио, видео).  Вебинары же и форумы, очные занятия, разного рода е-библиотеки и пр. и пр., если они работают на управление учением и достижение гарантированных базовых результатов - также элементы курса. Один курс может включать в себя несколько средств обучения, созданных по своим собственным "материальным", по сути техническим и/или количественным стандартам/шаблонам.

Не буду гадать где и когда шаблоны/стандарты нужны: у разных компаний свои задачи.

А вот в том, что нужны стандарты и первого (процессы и цели) и второго (функционально-технические, эргоноимические/дизайнерские) рода, то есть 2 вида стандартов, - не сомневаюсь 

Всё замечательно, но всё уже придумано за нас! Возьмите УМК ВУЗОв, там всё расписано, как, что и сколько читать, какая нужна литература или к какому источнику обратится и по каким темам. В соответствии с этим и делается стандарт курса, который включает в себя:

-Структуру обучения курса (УМК)

-Лекционный материал (лекция(ции) полный курс в соответствии с УМК по темам)

-Практический материал (полный курс в соответствии с УМК по темам)

-Тестирование по всему курсу (можно разбить на части)

-Предоставление необходимой литературы и уч. материала по дисциплине

-Практические задания по темам обучения (если есть необходимость)

-Ответы на вопросы (желательно в режиме онлайн)

Сергей, поделитесь,  у вас есть опыт в корпоративном секторе e-learning и на сколько успешно удалось реализовать вузовскую практику в компании? 

Спрашиваю, тк видела подобные стандарты и для корп курсов его необходимо адаптировать, студенты и сотрудники компаний - различная аудитория и это только один из моментов.



Сергей сказал(а):

Всё замечательно, но всё уже придумано за нас! Возьмите УМК ВУЗОв, там всё расписано, как, что и сколько читать, какая нужна литература или к какому источнику обратится и по каким темам. В соответствии с этим и делается стандарт курса, который включает в себя:

-Структуру обучения курса (УМК)

-Лекционный материал (лекция(ции) полный курс в соответствии с УМК по темам)

-Практический материал (полный курс в соответствии с УМК по темам)

-Тестирование по всему курсу (можно разбить на части)

-Предоставление необходимой литературы и уч. материала по дисциплине

-Практические задания по темам обучения (если есть необходимость)

-Ответы на вопросы (желательно в режиме онлайн)

Да, есть. Для примера: до Еленинга СДО института насчитывало примерно 670 студентов по всем профилям обучения, включая с 1-го по 5 курс. В сентябре, когда запустил систему Еленинг, студентов на СДО стало 1600.

Спасибо за дискуссию, новые комментарии принимаются!!

Итоговый пост - 

Вопросы и ответы про стандарт корпоративного электронного курса 

Ответить на обсуждение

RSS

© 2017   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования