e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Уважаемые коллеги!
Прошу высказаться об идее обучения преподавателей технологии и методике создания собственных видеолекций по своим предметам. Задача состоит в нахождении такого инструментария и некоего набора дизайнерских решений, которые могли бы без привлечения значительных ресурсов создавать в короткие сроки видеолекции для студентов. Учебный материал часто тяжело воспринимается студентами, особенно заочниками и дистанционщиками. Да и очники могли бы получить пользу. Мой опыт показал, что видеолекции, записанные как в ходе занятия, так и подготовленные заранее, резко облегчают жизнь студенту. 

В этой связи я попытался разработать дистанционный обучающий курс, который в открытом доступе разместил тут Практические основы создания видеолекций для студентов. Что-то получилось, что-то нет. Буду рад, если кто-то воспользуется моими предложениями, или выскажет свои замечания и предложения. 

Представления: 4108

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Из моей практики - видеокасты в 5-10 минут эффективнее. 40 минутные лекции студенты все равно пролистывают до нужного момента.

Спасибо. Из моей практики то же самое. Только у меня тут http://e.sutr.ru/course/view.php?id=2894  средняя продолжительность 5 минут. Это мой планируемый курс для преподавателей (КПК на 72 часа), а видеофильмы для поддержки их обучения. А видеокасты (скринкасты) сами создаете?

Юрий Николаевич, спасибо за то, что поделились опытом. Скажите, а как сами студенты реагируют (уже пробовали)?

Коллеги пишут о том, что эффективнее короткие видео, согласна с ними. Особенно что касается корпоративного обучения, то краткость и практичность - два ключевых момента в любом курсе. По поводу лекции, думаю, такая же ситуация. Хотя многое может зависеть от целевой аудитории и предмета.

Марина,
спасибо за ответ. Про длительность соглашусь, хотя не понял отчего именно о ней идет речь. Я тоже сторонник коротких, но содержательных видеосюжетов.
А вот вопрос о реагировании студентов - ключевой. Пробовали, эффект замечательный. Но и это не ново. Хороший учебный фильм всегда был полезен с момента появления кинематографии.
Мой же интерес состоит в том, чтобы создать такой обучающий курс, который поможет преподавателям не тратить много усилий на создание видеолекций. 

"создать такой обучающий курс, который поможет преподавателям не тратить много усилий на создание видеолекций. " - это просто замечательная идея помочь создавать такие курсы самостоятельно преподавателям.

И спасибо за ответ о том, что студентам нравится - это же чудесный критерий, оценивающий саму идею!



Юрий Николаевич Белоножкин сказал(а):

Марина,
спасибо за ответ. Про длительность соглашусь, хотя не понял отчего именно о ней идет речь. Я тоже сторонник коротких, но содержательных видеосюжетов.
А вот вопрос о реагировании студентов - ключевой. Пробовали, эффект замечательный. Но и это не ново. Хороший учебный фильм всегда был полезен с момента появления кинематографии.
Мой же интерес состоит в том, чтобы создать такой обучающий курс, который поможет преподавателям не тратить много усилий на создание видеолекций. 

Марина,
видимо я не совсем точно выразился. Меня интересует не столько идея, а то как я пытаюсь её реализовать в своем курсе по данному вопросу тут http://e.sutr.ru/course/view.php?id=2894, дал ему черновое название "Практические основы создания видеолекций для студентов". Меня очень интересуют мнения экспертов, в т.ч. Ваше как признанного эксперта по СДО. После успешных опытов со студентами мне хочется средствами ДО передать эту идею коллегам, а опыта не хватает. 


Марина Литвинова сказал(а):

"создать такой обучающий курс, который поможет преподавателям не тратить много усилий на создание видеолекций. " - это просто замечательная идея помочь создавать такие курсы самостоятельно преподавателям.

И спасибо за ответ о том, что студентам нравится - это же чудесный критерий, оценивающий саму идею!

Не претендую на роль эксперта, но мнением поделюсь.

Буду краток – ЖУТЬ!

Для студентов «эффект замечательный» вполне объясним. Если все лекции проходят так, то видеолекция  - спасение. Лучше эту нудятину слушать (именно слушать – смотреть там не на что) дома, лежа на диване (если глаза закроются, не страшно упасть и разбиться).

Это были эмоции. Теперь по существу.

  1. Видеолекция – на первом месте стоит ВИДЕО, а в первых двух фрагментах по ссылке видеоряд просто отсутствует. Большая часть экрана для основного сюжета, а в первой части там ничего не происходит, а во второй невнятное дергание указателя мыши по экрану. Когда он останавливается, то перекрывает важную информацию (диктор говорит 1980 год, а из-за курсора вижу 1930).
  2. 10-15% площади – «говорящая голова». Которая должна создавать эффект присутствия. Сейчас даже на вебинарах ведущие включают камеру на 5-7 мин. Потом выключают чтоб не отвлекать и не перегружать канал. Да и нужен ли эффект присутствия в видео лекции?
  3. Говорящая голова – отдельная песТня! Камера против света это безграмотность оператора или методический ход? Фон – даже на hh.ru в рекомендациях по подготовке к видеоинтервью говориться о том что надо позаботиться о том что у вас за спиной (хлещущая по голове занавеска ???).
  4. Ну и тд. Описание ляпов может превысить объем этого «курса».

Поэтому автору рекомендую почитать рекомендации по проведению вебинаров, презентаций. Отдельного внимание заслуживает «работа» оператора (рекомендую задуматься, почему на ТВ все снимается с нескольких камер и переключаются они через строго определенные промежутки времени).



Юрий Николаевич Белоножкин сказал(а):

Меня очень интересуют мнения экспертов,

Сергей,
супер! Спасибо! Я тоже не эксперт. И очень рад Вам благодарен за Вашу бесценную критику. Я все это творил сидя на даче, опыта никакого, отсюда все эти ляпы. Для меня теперь стало ясно, что от мышки при показе я избавлюсь вообще, говорящую голову уберу вообще, оставлю только в кратком введении (2-3 минуты).
Насчет оператора Вы, похоже, не поняли: его нет и не было никогда. И не будет. Тут же другая задача. Один человек готовит лекцию, сам себя снимает, сам редактирует, сам публикует. В этом вся идея. Вы просто не смотрели вообще второй раздел моего курса, который в отличии от первого устроен совсем по другому. Там нет ни занавесок, ни камеры против света, там говорящая голова или отсутствует или видна совсем не много. Вообще первый раздел мне лучше убрать, т.к. там только общая информация, без которой можно обойтись. Или оставить его как необязательное приложение для тех, у кого голова крепкая. 
Повторюсь, меня привлекает сама идея самозаписи видеолекций. Все остальное (свет, фон, текст, мышка, говорящая голова, темп речи) сомнений не вызывает. Только хочу предупредить: никаких нескольких камер, никаких затрат на приобретение программ видеомонтажа, никаких студий в этой задаче не предусматривается в принципе. Если бы это все было, тогда и не было бы темы.
Еще раз спасибо за критику моих первых шагов. Жду еще.

Сергей,

+1

Сергей Колков сказал(а):

1. Видеолекция – на первом месте стоит ВИДЕО, а в первых двух фрагментах по ссылке видеоряд просто отсутствует. Большая часть экрана для основного сюжета, а в первой части там ничего не происходит, а во второй невнятное дергание указателя мыши по экрану. Когда он останавливается, то перекрывает важную информацию (диктор говорит 1980 год, а из-за курсора вижу 1930).
  1. 10-15% площади – «говорящая голова». Которая должна создавать эффект присутствия. Сейчас даже на вебинарах ведущие включают камеру на 5-7 мин. Потом выключают чтоб не отвлекать и не перегружать канал. Да и нужен ли эффект присутствия в видео лекции?
  2. Говорящая голова – отдельная песТня! Камера против света это безграмотность оператора или методический ход? Фон – даже на hh.ru в рекомендациях по подготовке к видеоинтервью говориться о том что надо позаботиться о том что у вас за спиной (хлещущая по голове занавеска ???).
  3. Ну и тд. Описание ляпов может превысить объем этого «курса».

Поэтому автору рекомендую почитать рекомендации по проведению вебинаров, презентаций. Отдельного внимание заслуживает «работа» оператора (рекомендую задуматься, почему на ТВ все снимается с нескольких камер и переключаются они через строго определенные промежутки времени).

К сожалению это вы мой намек не поняли. Действительно я был слишком эмоционален. Извиняюсь!

Дешевизна достигается не за счет ОТКАЗА от проф оборудования и ПО, сценариста, режиссера, оператора, а за счет того что эти функции вы берете на себя. И полностью с вами соглашусь, что это возможно и не очень сложно.

Видеолекция – это не лекция, снятая на мобильник, для студентов-двоечников, которые не ходят на очные лекции. Она может быть лучше чем очная (по своему) – выступать пару ярко, зажигательно, без запинок и не отвлекаясь на что-либо практически невозможно, а 5-7 мин – легко! И не надо 6 камер. Переставляйте (или поворачивайтесь) одну! Приблизительно так же можно обойти дорогостоящее программное обеспечение.



Юрий Николаевич Белоножкин сказал(а):


Насчет оператора Вы, похоже, не поняли: его нет и не было никогда. И не будет.

Сергей, никаких извинений. Было бы гораздо хуже, если я бы начал применять это сырец, не попросив совета у коллег. Тогда бы точно ужас.
Что касается Вашего мнения об идее самозаписи, то это как раз то, что мне нужно. Это важно для меня, чтобы быть уверенным в дальнейших своих шагах.
Если будет время, посмотрите (хотя бы выборочно эти разделы) моем курсе:

Просмотрите введение, уясните свою роль при создании видеолекции, приготовьтесь к выполнению практических заданий [6 мин. 37 сек.]

А мне нравится. Конечно, огрехи есть, но это дело вкуса. Мне кажестя, например, что медленно. Кому-то будет нормально. Или, мне кажется, звуковой фон лишний, но кто-то это воспримет с удовольствием. И прочее. Конечно, это не видеолекции, это подкасты. Ну и ладно - задачи учебного процесса они решают и студенты таким материалом, по моему опыту, с удлвольствием пользуются.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2017   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования