e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

WebTutor - самая популярная LMS-система в российских компаниях. Не уверен, что то же самое можно сказать о CourseLab, но и этот редактор тоже очень часто используется в разработке курсов. Я по многим причинам недолюбливаю эти программные продукты, и в данном посте хотел бы озвучить одну из них.


В 2013 году вышла первая версия Tin Can API - нового стандарта учебной статистики, который заменит SCORM. Многие вендоры заявили о поддержке данного формата, среди них Adobe, Articulate, Lectora, iSpring. Исключением не стал и WebSoft - здесь можно прочитать пост о том, как в WebTutor была реализована поддержка Tin Can. На днях я смог проверить, как это было реализовано, и обнаружил полное игнорирование всех спецификаций.


Вообще, в чем идея Tin Can API: он вводит новую сущность - Learning Record Store, базу данных для хранения учебных активностей. Эти активности хранятся в формате JSON, а LRS обеспечивает их прием и передачу по протоколу REST API. То есть один электронный курс/приложение/сервис может данные передавать, а другой электронный курс/приложение/сервис - получать. С использованием данного формата можно реализовать самые разные задумки - построить парсеры статистики, собирать данные из бота в Телеграме и т.д. Технически это возможно и без Tin Can API, но данный формат описывает единую структуру данных - например, iSpring и Storyline совершенно одинаково описывают прохождение тестов. LRS следит за корретностью данных и не пропускает их, если в заявлении содержатся ошибки (например, отсутствует глагол Verb, являющийся частью спецификации). Все LRS работают более-менее одинаково.


Заявляя о поддержке Tin Can API, каждый вендор может иметь в виду совершенно разное - можно являться провайдером активностей, потребителем активностей, хранителем активностей. В случае с WebTutor, было заявлено последнее, то есть он является Learning Record Store. Мы можем использовать адрес типа mylms.ru:90/lrs/ и отправлять заявления в WebTutor, используя для аутентификации свой логин/email и пароль.


Что же не так? Ну, во-первых, все LRS используют одинаковые конечные точки в URL, и базовой является /xAPI/, а не свои собственные, как /lrs/. Но это ладно.


Во-вторых, WebTutor не обеспечивает проверку заявлений - вообще. Спецификация обязывает использовать как минимум три условия - actor, verb и object, а LRS должна также добавлять отметку времени. Но в случае с WebTutor можно указать в содержании JSON что угодно, и все пройдет. Что касается содержания заявления, то в WebTutor оно никак дополнительно не обрабатывается.


В третьих, для передачи заявлений WebTutor использует систему базовой аутентификации по тому же самому логину и паролю, который используется сотрудниками на портале. Как-то разделять аккаунты, использовать токены - нет, не говоря уже об oAuth. 


Но допустим, что заявление отправили. Любая LRS присваивает каждому заявлению ID в формате UUID -уникальное 128-битное значение. WebTutor (в четвертых) же использует собственную систему нумерации, то есть еще и по этой причине данные, собранные в нем, за пределами системы котироваться не будут.


В пятых, и самое главное - WebTutor вообще не обеспечивает обратную передачу данных, то есть умеет их только принимать! Это говорит о том, что в команде WebSoft или не до конца поняли смысл данного формата, или просто поленились. А за четыре года никак не улучшили данный функционал, оправдываясь тем, что на рынке нет спроса. Так спроса и не будет, пока не будет нормальной реализации. Что касается CourseLab, то там нет поддержки Tin Can API вообще. И это в то время, когда в другой российский продукт - iSpring Suite добавили поддержку не только Tin Can, но и - первыми в мире - поддержку CMI-5, новейшего профиля для Tin Can.


К сожалению, сменить LMS, где накоплен огромный объем данных, гораздо труднее, чем авторское средство. Это позволяет вендорам годами сидеть на когда-то разработанных решениях, собирать деньги за техподдержку и любые доработки. И вопрос касается не только поддержки Tin Can API. В какую сторону ни посмотри - мобильные приложения, оффлайн-доступ, везде все как-то не так. Даже ответы на вопросы в отчетах, поступившие по SCORM со слайдов Storyline с множественными вариантами ответов, определяются как undefined.


Нет, несомненно, у WebTutor много хороших сторон, и это мощная и в целом стабильная система, лучше многих других. Но ее нужно двигать в ногу со временем, соответствовать стандартам, а не ждать, пока появится спрос. Вспомните Internet Explorer или Windows Mobile. Не ждет ли WebTutor такая же участь?

Представления: 176

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Олег,
попробую прокомментировать ваше письмо от имени Websoft:

1) Позволю себе усомниться в утверждении, что TinCan заменит SCORM. С момента появления этого стандарта прошло уже несколько лет, а сколько нибудь прогресса в замене нет и не предвидится. 

2) Мы не обнаружили в спецификации жестких требований чтобы endpoint назывался /xApi/. Если укажете это требование в спецификации - поправим

3) Проверка заявлений - действительно, в версиях WT 3.1 - 3.3 не все проверки были реализованы, в 3.4 были внесены изменения. Спасибо за обратную связь, еще раз проверим на последних билдах наличие всех обязательных проверок

4) Про UUID - см. следующий комментарий

5) Мы не планировали реализацию встроенной в СДО LRS в режиме отдачи данных внешним LMS. Не планировали потому, что мы не поставляем LRS  в качестве самостоятельного решения. Это инструмент для сбора в СДО данных из внешних систем (тренажеров, внешних порталов, симуляторов и т.п.). По крайней мере, именно такой запрос был у тех наших клиентов (немногочисленных) которые использовали TinCan.

Будет запрос на распространение информации из LRS от реальных клиентов - мы обязательно его рассмотрим и постараемся реализовать (причем, весьма вероятно, что не возьмем за это денег). Если вы представляете действующего клиента, купившего WebTutor - готовы обсудить ваш кейс.

Поскольку данные собираются, но пока не отдаются, то и задачи присваивать учебным активностям уникальные за пределами WebTutor UUID нет. Если будем отдавать данные - изменим систему кодификации

6) Отчеты по Interactions в SCORM - значения которые вы наблюдаете в формате undefined передаются Acticulate Storyline в LMS. Система хранит именно то, что передает ей курс. Почему так происходит - направьте запрос в компанию Articulate. Если есть сомнения - запустите курс в режиме отладки и проанализируйте данных передаваемые курсом. Storyline вообще достаточно вольно обращается со стандартами, например, не передает переменную Location

7) Про участь WebTutor - мне кажется, слухи о нашей смерти несколько преувеличены :) Если интересно узнать о мобильных приложениях, чат-ботах, адаптивном обучении, оффлайн возможностях и т.п., то приходите 23 мая на конференцию клиентов WebSoft (http://epractice.websoft.ru/) если, конечно, вы представляете нашего клиента и имеете право на посещение мероприятия

Спасибо за интерес к нашим продуктам.

Алексей, компания, в которой я работаю, является действующим клиентом WebSoft. Но я не могу говорить от лица компании, потому что интерес тут скорее личный. Я соглашусь с тем, что запрос на поддержку Tin Can API в России практически отсутствует, но не из-за того, что это не нужно, а в силу недостатка информирования. В elearning-сообществе недостает технических специалистов, а другие его представители полностью доверяют вендорам, в данном случае вам. Если вы не будете продвигать современные спецификации, то можно просидеть на SCORM (который перестал обновляться восемь лет назад), еще десяток лет. Вы же только вносите путаницу, говоря о частичной реализации функций LRS. Если от автомобиля отрезать колеса, это будет уже не автомобиль. ADL, заказчик стандарта SCORM и Tin Can API, буквально в марте 2017 года выпустила финальный тест для разработчиков LRS-систем: LRS Test Suite (новость об этом). Если WebTutor пройдет его, тогда действительно можно говорить о поддержке.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2017   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования