e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Развитие технологий в высшем образовании: тренды, барьеры и перспективы на горизонте 5 лет

nmc-horison-project
New Media Consortium (NMC)
и EDUCAUSE Learning Initiative (ELI) представили 11-й ежегодный доклад «NMC Horizon Report: 2014 Higher Education Edition» в рамках научно-исследовательского проекта Horizon Project NMC. Доклад посвящен факторам, которые влияют на развитие и адаптацию технологий в образовательных учреждениях и способствуют изменению процессов преподавания и обучения.

Доклад предназначен в помощь специалистам, занимающимся стратегическим развитием технологий в вузах, включает описание и выводы на горизонте 5 лет и рассказывает о:
- 6 ключевых тенденциях;
- 6 критических препятствиях, мешающих развитию технологий;
- 6 разработках и моделях, оказывающих влияние на использование технологий.


nmc_horison_report


Барьеры


Способы преодоления двух таких барьеров, по мнению исследователей, понятны:

Отсутствие цифровой грамотности у преподавателей
Цифровая грамотность преподавателей пока не является нормой. Несмотря на широкое признание необходимости ее развития, в программах повышения квалификации данное направление слабо представлено. Проблема усугубляется, по мнению исследователей, тем, что цифровая грамотность связана не столько с владением какими-либо ПО или инструментами и знанием определенных платформ, сколько с соответствующим мышлением.

Недостаточное вознаграждения за преподавание
Исследовательская деятельность оценивается, в том числе и в денежном плане, выше, нежели преподавательская (прим. перевод. — В России исследования показывают неудовлетворенность размером и ростом заработной платы со стороны преподавателей и учителей). В результате – в обучении используются устаревшие методы преподавания.

В докладе описываются методы, способствующие решению этой проблемы:
- принятие мер со стороны правительств для повышения значимости деятельности преподавателя,  привязка роста финансового вознаграждения к качеству взаимодействия со студентами;
- обязательное обучение молодых преподавателей и повышение квалификации профессоров среднего и старшего возраста;
- снижение нагрузки и давления со стороны университетов на преподавательский состав на участие в научно-исследовательской деятельности и смещение фокуса на поддержание высокого качества преподавания в вузе как основного фактора для привлечения студентов.

 

Следующие два понятных вызова, решения для которых пока трудно «уловимы».

Конкуренция со стороны новых платформ для обучения 
Институты ищут новые форматы и технологии для обучения, в том числе, и для повышения его качества. Появление новых возможностей для получения образования и развитие платформ с массовыми открытыми онлайн-курсами (MOOCs) приводит к росту потребности в переоценке существующих моделей обучения в вузах: как в текущих условиях строить взаимодействие со студентами и проводить оценку. Добавление новых моделей в формате «как есть» не является достаточным без понимания, как использовать такие инструменты и сервисы для вовлечения студентов и обучения на более глубоком уровне.

Развитие инноваций в преподавании
Отсутствие вознаграждения за новые идеи и применение новых подходов, а также нехватка времени на подобные эксперименты и общая косность системы, явно не способствуют появлению инноваций в преподавании.


В верхней части шкалы по сложности исследователи выделили два барьера, для которых не только пока не ясны решения, но и чьи параметры трудно определить.

Повышение доступности высшего образования
В глобальном масштабе ожидается, что в ближайшие 12 лет возможен 25% рост количества желающих получить высшее образование – с 200 млн до 250 млн человек. Это означает, что порядка четырех новых вузов, рассчитанных на 20 000 студентов и более, должны строиться в мире каждую неделю для компенсации такого притока.

Также для ряда рабочих профессий потребуется наличие высшего образования в той или иной степени.

Одним из решений этих проблем может стать онлайн-образование.

Необходимость идти «в ногу со временем» –  образование, релевантное текущим условиям
Данная проблема связана с устареванием учебных программ и отставанием их от текущих требований со стороны общества и компаний-работодателей. Особенно явно это проявляется в быстроразвивающихся областях, таких как IT и технические специальности.

В связи с развитием бесплатного онлайн-обучения и доступностью образовательного контента, все заинтересованные стороны должны определить: что университеты могут предоставить в области обучения той или иной специальности, а что нет – с точки зрения современных студентов.

 

Ключевые тренды, способствующие развитию технологий

Быстроразвивающимися и способными существенно изменить ситуацию в ближайшие 1-2 года, исследователи называют:

Наличие онлайн и гибридных форматов в вузе, а также моделей для сотрудничества и совместного обучения групп студентов. Продуманная модель в учебном заведении, в которой сочетается обучение «лицом-к-лицу» с  онлайн-платформами и ресурсами, позволит студентам получить максимальную отдачу от поездок в кампус и обучения в онлайн-среде вуза.

Использование соцмедиа в обучении
Развитие социальных медиа меняет способы взаимодействия, общения и то, как люди делятся информацией. И влияние на сферу образования этих процессов несомненно, хотя исследований о влиянии на коммуникации и доверие в сфере образования при общении преподавателей, студентов и  ученых, пока недостаточно.


Тенденциями, которые проявятся в течение 2-3 лет, в докладе названы:

Переход к Обществу созидателей (Creator society)
Процессы созидания в современном обществе постепенно становятся преобладающими над процессами потребления. Количество любительских видео, самостоятельно опубликованных электронных книг, персональных блогов и др. значительно возросло в последнее время. Учебные заведения для привлечения студентов могут формировать свои программы, делая акцент на развитии навыков критического мышления, необходимых для творчества. А также делая акцент в курсах на важности использования при разработке нового продукта или услуги: дизайн-мышления, инструментов медиа и предпринимательских подходов.


Обучение и оценка, основанные на данных

Новые источники данных и инструменты для их обработки помогут персонализировать процесс обучения и улучшат измерение его эффективности. Аналитика потока данных поможет корректировать цели и стратегии, и, можно надеяться, обеспечит непрерывное улучшение процесса обучения.

 

Тренды, влияние которых проявится на горизонте более 5 лет

Гибкие (Agile) подходы к изменению
При таких подходах разрабатываются пилотные и экспериментальные программы по использованию технологий в обучении и развитию оргструктуры учреждений. Впоследствии они быстро оцениваются с помощью научных методов.

«Делая онлайн-обучение «естественным»
Одной из проблем онлайн-обучения является отсутствие взаимодействия «лицом-к-лицу». Будет расти количество инструментов, позволяющих имитировать такое взаимодействие: аудио-озвучивание текста, возможность поделиться с помощью социальных медиа-платформ, видеоролики-самопрезентации преподавателей, сервисы для объявлений и анонсов, а также подсказки для выполнения заданий и др.

 

Разработки и модели, влияющие на использование технологий в образовании

Здесь исследователи выделили три группы в зависимости от времени, нужного для адаптации в сфере образования:


Менее 1 года

Технология «перевернутого класса» и развитие аналитики процесса обучения – как следствия тренда «Большие данные».


2-3 года 

 3D-печать и инструменты геймификации.


4-5 лет

Движение «Измерь себя» – отслеживание пользователями данных о собственной деятельности с помощью датчиков и технологий. Такие данные помогают четко измерять и контролировать здоровье, собственные привычки и нюансы действий, и постепенно становятся важной частью повседневной жизни.

Виртуальные ассистенты: появление технологий распознавания голоса и жестов, smart-телевизоров и т.п. несомненно окажет свое влияние на процесс обучения.



Полный текст доклада на англ. языке
доступен по ссылке>>
Предварительный обзор доступен по ссылке>>
Также могут оказаться интересными дополнительные материалы>>

 

По материалам обзора доклада и campustechnology.com

Перевод: Education-events.ru

Представления: 236

Теги: Horizon, NMC, Report, в, высшем, исследование, образовании, технологии

Комментарий

Вы должны быть участником e-Learning PRO, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в e-Learning PRO

© 2014   Created by Elena Tikhomirova.

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования